Как организовать работу над повторами популярных работ

Источник: Ира Бортник

 Для многих мастеров работа над повторением своей удачной работы — настоящая головная боль.

Ну вот как повторить то, что было создано по наитию, в порыве вдохновения в момент творческого экстаза?

Как вызвать тот творческий вдохновенный подъём, с которым трудились над первой работой?

И вот эта работа оказалась настолько популярной, что её повторы заказывают с завидной регулярностью.

Вдохновение, оно, конечно, да, здорово. Но, если прямо сейчас нужно просто повторить работу один в один, ну, может быть с незначительными изменениями, что-то типа «точно также, но с перламутровыми пуговицами», вот тут-то начинаются страдания — «вот бы вспомнить, как я это сделала, почему так прикрепила, куда я запихнула выкройку, по каким коробкам, мешкам, шкафам и пакетам искать материалы, тоскааа, какое уж тут вдохновение».

Проблема неразрешимая. И, главное, не понятно, как её решать.

Для начала несколько фактов, на основе которых написана эта статья.

Факт первый. По одной из своих специальностей я технолог. Потом оказалось, что мозги работают и в конструкторском режиме. Ну, а где конструктор, там и дизайнер. Если сложить всё вместе, то получается, что три в одном: технолог-конструктор-дизайнер.

 

Факт второй. Работала и работаю в небольших фирмах, сотрудников плюс-минус 20 человек.

А небольшая фирма это что? Правильно. Делать приходилось всё и сразу — выполнять единичные заказы и работать на мелкосерийное производство со всеми вытекающими последствиями.

 

Факт третий. Так как с каждым новым заказом или изделием приходилось изобретать велосипед по принципу «сделай то, не зная что» поэтому без вдохновения — никак. То есть, вдохновение обязано было присутствовать на рабочем месте 5 раз в неделю по 8 часов в день.

 

Факт четвёртый. Изделия, предназначенные для серийного выпуска, уже изначально делали «как положено». Правда, случалось такое, что и удачные единичные заказы запускались в серийное производство. А для этого, естественно, нужно было повторить вещь в образце со всем комплектом технической документации.

 

И вот здесь я возвращаюсь к началу статьи «вот бы вспомнить, как я это сделала, почему так прикрепила, куда я запихнула выкройку, по каким коробкам, мешкам, шкафам и пакетам искать материалы, тоскааа, какое уж тут вдохновение». Понятно, что такого на работе быть не может, а вдохновение должно появиться точно по расписанию в 9.00 на рабочем месте.

Известно, что многие рукодельницы стремятся хендмейд превратить в бизнес, не так ли? На Ярмарке даже раздел для публикаций такой есть «Хендмейд как бизнес». А бизнес — это не всегда делаешь то, что хочется, а частенько то, что надо. И как раз, повторы-то и относятся к этому нелюбимому, невдохновенному и подневольному — «надо». А если повторы заказывают очень часто? Как быть?

Вот для того, чтобы всё это делать легко и радостно, то есть, с Вдохновением, предлагаю обобщить опыт старших товарищей, то есть, производственников. И применить этот опыт в нашем рукодельном бизнесе.

Итак, приглашаю вас заглянуть в замочную скважину и посмотреть, «как у них», то есть, у среднего бизнеса, у небольших или больших производственных предприятий налажен процесс. С тем, чтобы применить по возможности это «у нас», то есть, превратить наше рукодельное, хендмейдовское в бизнес.

Значит, план у нас такой: сначала просто смотрим и делаем выводы по ходу экскурсионного подглядывания в замочную скважину, а в конце статьи подведём общие итоги и посчитаем шаги. А почему же не сразу выводы и шаги? — вполне законный вопрос читателей. А потому, что мне хочется показать и объяснить, что процессы работы над изделием, что на производстве, что в ремесленной мастерской очень похожи. Разница только в объёмах и масштабах :)

Да, кстати, забыла сказать, что разделение на три этапа немного условно. На самом деле, этапов этих гораздо больше и они мельче.

Начнём, пожалуй :)

 

Этап № 1

Начало работы

Что происходит на большом или не очень большом предприятии?

Один человек, то есть «три в одном»: дизайнер вдохновенно рисует эскиз, конструктор чертит выкройку, чертёж или строит лекала, технолог в процессе построения лекал уже продумывает последовательность работы и делает техническое описание — сколько молний, кнопок, какой длины стропа, липучка и сколько таких кусочков нужно, какие карманы, какие припуски на швы.

Изделие выкраивается и выдаётся на отшив мотористке-лаборанту. Если есть необходимость, то технолог контролирует процесс (стоит над душой) и подсказывает в особо сложных местах. В итоге получаем готовую красивую совершенно новую вещь! Ура!

Смотрим, что на этом этапе у нас, у творческих личностей.

Мы делаем всё тоже самое, за исключением одного :) Мы сами себе «и швец, и жнец, и на дуде игрец», то есть, мы сам себе и художник, и конструктор, и технолог, и швея-лаборант. У нас в итоге тоже получается красивая, совершенно уникальная новая вещь!

Ура! Мы молодцы!

***** ***** *****

В этом месте я хочу сделать одно, очень важное уточнение. И показать точку отсчёта для начала работы над мелкосерийной партией.

Дорогие мастера! Вы, конечно же, уже узнали себя. Вещь сделана! Мы радостно фотографируем новинку нашего магазина. И убираем всё с рабочего стола. Всё! Работа закончена!

На самом-то деле, если вы планируете и хотите, и мечтаете, но боитесь повторов, то на данном этапе работа у вас должна только начинаться.

Вот теперь — самое главное. То, ради чего, собственно я и начала писать эту статью.

 

Возвращаемся в Этап № 1.

Обратите внимание — на большом (или не очень большом предприятии) прежде чем начать делать первую или пробную вещь, всё тщательно подготавливается. Самое главное – выкройка (лекала) + технология (ткань и другие материалы это, вообще, само собой разумеющееся, без этого не начинают работу). Если есть необходимость, то по ходу работы над образцом с мотористкой-лаборантом технолог=конструктор вносит изменения в конструкцию или технологический процесс. То есть, уже идёт работа на перспективу, для будущей серийной партии.

Это, так сказать, предварительный этап.

У мастера же этот предварительный этап пролетает мимо, потому что нам некогда, потому что мы едины во многих лицах, потому что сразу же по ходу работы вносятся изменения и в процессе творчества может кардинально изменится первоначальная идея или замысел. Мы творим на крыльях вдохновения! А что потом? Вот когда будет это потом, тогда и будем смотреть.

Вот здесь уже можно сформулировать маленькие шажки на первом этапе работы.

-по ходу работы фотографируйте вашу работу со всех ракурсов;

-если вы вносите изменения в выкройку, то хотя бы сфотографируйте карандашную линию и подпишите, например, сколько см нужно срезать или, наоборот, прибавить;

-если вы придумали какой-то интересный элемент или хитрую обработку, не поленитесь зарисовать, описать словами, начертить схему, сфотографировать. В общем, что-то нужно сделать обязательно, чтобы не забыть, чтобы потом вы смогли посмотреть, вспомнить и повторить;

чтобы не утонуть в море фотографий делим их, например, по деталям и раскладываем по папкам «уши», «лапы», «ручки сумки» и так далее.

 

Сразу отвечу на возможный вопрос: а почему же на производстве не фотографируют рабочие моменты?

Ответ первый. Это когда как. Бывает, что и нужно сделать фото. Но ведь фото мотористке не покажешь. Ей нужно пощупать-посмотреть сложный узел или новую хитрую обработку. Поэтому вместо фото, при необходимости, отшиваются образцы сложных узлов.

Ответ второй. Технологу достаточно нарисовать схему узла. В случае с разработкой новой технологии для сложных узлов отшиваются образцы по которым на первых изделиях работают мотористки (потом они уже с закрытыми глазами шьют).

 

Этап № 2

Подготовка изделия к запуску в серию

Давайте на этом этапе сначала посмотрим, что происходит у мастера?

А ничего не происходит. Вещь готова! Счастье и радость! Но, вдохновение уже ушло. В лучшем случае мастер уныло соберёт в пакет или коробку выкройки и почеркушки (если они есть), приведёт в порядок рабочее место и распихает по хомячьим закромам все материалы. И на этом всё. Вещь поступает в продажу и её быстро купят! Рано иди поздно купят и потом будет очень сложно вспомнить, как же я это сделала??

Что же происходит на предприятии после того, как сделали образец?

(сразу хочу уточнить, что образец не продаётся, то есть на то он и образец, что глядя на него, люди будут отшивать небольшую или очень большую серию))

А в этот момент и начинается самая работа. Отшитый образец может отправиться на полевые испытания или к заказчику на утверждение, чтобы понять — удачная или неудачная вещь получилась, доволен заказчик или нет. Допустим, всё получилось хорошо. Решено — изделие запускают в серию. Большая, маленькая или микроскопическая серия — неважно.

Снова формулируем список маленькие шажков на втором этапе работы.

Подготовка к серийному производству, как правило, везде одинаковая.

И эти правила верны и для предприятия, и для мастеров, таких как мы с вами.

И мастеру хэндмейдеру нужно не лениться и после триумфального завершения работы над изделием продолжить работу по подготовке возможных повторов, то есть микро- или мелкосерийного изготовления вашей будущей удачной и популярной работы.

если нужно, делаются подробнейшие выкройки или лекала, то есть в первоначальные лекала вносятся изменения;

подробно расписываются все материалы, например, ленточка с бабочками — 12 см из них 6 см ушло на бантик, кружавчики розовые — 20 см, пуговки — 5 штук, пряжка фастекс 25 мм — 4 штуки, стропа 25 мм — 30 см и так далее (это нужно для того, чтобы потом не вспоминать «сколько вешать в граммах»; поверьте, все эти мелочи, которые потом нужно будет с трудом извлекать из недр склероза, очень нервируют и тормозят творческий процесс), а на производстве все эти материалы нарезает и комплектует специальный человек;

высчитываются нормы расхода на одно изделие всех материалов + делается экономичная раскладка деталей на ткани и составляется подробная таблица, например, ткань для пэчворка «бабочки» — 0, 2 см, ткань для пэчворка «цветочки» — 0, 4 см и так далее; потом опираясь на эту таблицу, будут планировать сколько материалов нужно будет на партию из 500 штук нашей вещи…или на 10 штук, смотря, что пожелает заказчик.

Вся эта документация ведётся или в бумажном виде, или в электронном — неважно.

Важно другое! На каждое изделие есть папка с описаниями, эскизами, с образцами тканей и всех остальных материалов, отдельная папка с выкройками. Все документы пронумерованы и подписаны. Например, «Заяц Мартин, апрель 2015 года», брошь «Домик» — октябрь 2012 года.

 

Этап № 3

Серийное производство

Опять смотрим, что же происходит на большом производстве, за работой которого мы подсматриваем в щелочку?

А там всё уже подготовлено. Лекала ещё раз проверены, все мелочи утрясены и снабженца отправляют на закупку со списком материалов и эти материалы поступают на склад или же вещь запускается в работу, согласно подготовленной технической документации.

Что же у мастера, за которым мы тоже наблюдаем и этот мастер — один из нас, живущих здесь, на Ярмарке?

Мы же с вами совсем забыли хомяка, заведующего закромами, то есть, складом.

И сейчас всего один шажок на третьем этапе работы.

Вот на этом этапе в документацию на нашу вещь мы вносим дополнительный пункт, а точнее, составляем ещё один документ. И такого документа, пожалуй, не встретишь ни на одном предприятии. Потому, что у большинства из нас нет своей оборудованной мастерской, а материалы распиханы, разложены и упакованы по самым разным местам. Так вот этот-то документ нам нужен для того, чтобы быстро найти все необходимые материалы и взяться за работу. А там, глядишь, и вдохновение не заставит себя ждать :) Итак, документ этот — «карта острова сокровищ» или хомячьи закрома и выглядит он примерно так:

ткань для пэчворка «бабочки» — антресоль, вторая полка сверху, красный пакет с жёлтой полосой;

лента с бабочками — шкаф в гостиной, большая красная коробка на нижней полке;

нитки отделочные — коробка из-под Васькиных ботинок, шкаф в прихожей, нижняя полка.

и так далее.

Если вы не поленитесь и во всех подробностях составите «карту острова сокровищ», вплоть до ниток и пуговиц, то на поиски всех материалов для повтора уйдут считанные минуты. Если же есть возможность хранить все материалы для возможного повтора в одном месте то это вообще праздник. Если же вы такая молодец, что сразу планируете повторы, то желательно сразу подобрать-собрать комплект всех нужных материалов. В этом случае можно сделать фото тканей-материалов или же, по примеру великих кутюрье, отрезать от нужной ткани-материала кусочки и прикрепить и к соответствующему пункту нашего складского документа.

Всё это нужно для того, чтобы нашему вдохновению было легче заняться творческим процессом :)

 

Итак, давайте подведём итоги

Для того чтобы помочь нашему вдохновению и с лёгкостью выполнять повторы, нужно не лениться, в процессе и по окончании вдохновенного труда в творческом порыве сделать следующее:

В процессе работы фотографируем все этапы, или самые сложные, или самое трудоёмкие. Фото в компьютер сбрасываем не в кучу, иначе потом мы утонем в этом море, а подписывая каждую папочку название или номер вещи и деталь этой вещи «уши зайца Мартина» «лапы мишки Иннокентия» «обработка кармана, сумка 120615».

Также в отдельную папку складываем все парадные фото вашей работы и во избежание путаницы называем точно так же как и подписывали лекала «Заяц Мартин» апрель 2015».

Выкройки или лекала нашей работы нужно сделать как можно подробными, внести в них все самые последние по времени изменения.

Выкройку или лекала подписываем (название, номер, дата или как вы привыкли) «Заяц Мартин» апрель 2015» и складываем в отдельный конверт или файл.

На отдельном листе или в отдельном пакете, коробке, на полке подготавливаем подборку возможных комбинаций материалов для будущих повторов всех-всех до единого комплектующих, вплоть до ниток, кружавчиков и все всей самой мелкой мелочёвки.

Пишем подробную карту «острова сокровищ» или хомячьх закромов — где, в каких коробках, мешках, шкафах и полках лежат все-все-все материалы.

В отдельную папку, бумажную или электронную неважно, складываем почеркушки и эскизы вашей работы и во избежание путаницы называем точно так же «Заяц Мартин» апрель 2015» Но с дополнением «Эскизы» — а вдруг вы потом сделаете что-то новое на основе эскизов, которые вы по какой-то причине не использовали в этот раз?

И потом, через несколько недель или месяцев, когда поступит заказ на повтор популярной работы, нам только останется открыть «карту острова сокровищ», по складам запасливого хомяка собрать всё по списку материалов, достать из папки выкройки, фото сложных узлов. И поверьте мне, долгожданное и такое капризное вдохновение не замедлит появиться :)

Удачи в выполнении заказов один в один, небольших серий или работ «по мотивам» :)

Ваша Ира Бортник.

 

Уважаемый автор! Если Вы считаете, что авторство нарушено, пожалуйста, напишите нам info@hobbymagic.ru и мы примем необходимые меры.






Рекомендуемые товары