Как организовать работу над повторами популярных работ

Источник: Ира Бортник

 Для многих мастеров работа над повторением своей удачной работы —настоящая головная боль.

Ну вот как повторить то, что было создано по наитию, в порывевдохновения в момент творческого экстаза?

Как вызвать тот творческий вдохновенный подъём, с которымтрудились над первой работой?

И вот эта работа оказалась настолько популярной, что её повторызаказывают с завидной регулярностью.

Вдохновение, оно, конечно, да, здорово. Но, если прямо сейчаснужно просто повторить работу один в один, ну, может быть с незначительнымиизменениями, что-то типа «точно также, но с перламутровыми пуговицами», воттут-то начинаются страдания — «вот бы вспомнить, как я это сделала, почему такприкрепила, куда я запихнула выкройку, по каким коробкам, мешкам, шкафам ипакетам искать материалы, тоскааа, какое уж тут вдохновение».

Проблема неразрешимая. И, главное, не понятно, как её решать.

Для начала несколько фактов, на основе которых написана этастатья.

Факт первый. По одной из своих специальностей я технолог. Потомоказалось, что мозги работают и в конструкторском режиме. Ну, а гдеконструктор, там и дизайнер. Если сложить всё вместе, то получается, что три водном: технолог-конструктор-дизайнер.

 

Факт второй. Работала и работаю в небольших фирмах, сотрудниковплюс-минус 20 человек.

А небольшая фирма это что? Правильно. Делать приходилось всё исразу — выполнять единичные заказы и работать на мелкосерийное производство совсеми вытекающими последствиями.

 

Факт третий. Так как с каждым новым заказом или изделиемприходилось изобретать велосипед по принципу «сделай то, не зная что» поэтомубез вдохновения — никак. То есть, вдохновение обязано было присутствовать нарабочем месте 5 раз в неделю по 8 часов в день.

 

Факт четвёртый. Изделия, предназначенные для серийного выпуска,уже изначально делали «как положено». Правда, случалось такое, что и удачныеединичные заказы запускались в серийное производство. А для этого, естественно,нужно было повторить вещь в образце со всем комплектом техническойдокументации.

 

И вот здесь я возвращаюсь к началу статьи «вот бы вспомнить, как яэто сделала, почему так прикрепила, куда я запихнула выкройку, по какимкоробкам, мешкам, шкафам и пакетам искать материалы, тоскааа, какое уж тутвдохновение». Понятно, что такого на работе быть не может, а вдохновение должнопоявиться точно по расписанию в 9.00 на рабочем месте.

Известно, что многие рукодельницы стремятся хендмейд превратить вбизнес, не так ли? На Ярмарке даже раздел для публикаций такой есть «Хендмейдкак бизнес». А бизнес — это не всегда делаешь то, что хочется, а частенько то,что надо. И как раз, повторы-то и относятся к этому нелюбимому, невдохновенномуи подневольному — «надо». А если повторы заказывают очень часто? Как быть?

Вот для того, чтобы всё это делать легко и радостно, то есть, сВдохновением, предлагаю обобщить опыт старших товарищей, то есть,производственников. И применить этот опыт в нашем рукодельном бизнесе.

Итак, приглашаю вас заглянуть в замочную скважину и посмотреть,«как у них», то есть, у среднего бизнеса, у небольших или большихпроизводственных предприятий налажен процесс. С тем, чтобы применить повозможности это «у нас», то есть, превратить наше рукодельное, хендмейдовское вбизнес.

Значит, план у нас такой: сначала просто смотрим и делаем выводыпо ходу экскурсионного подглядывания в замочную скважину, а в конце статьиподведём общие итоги и посчитаем шаги. А почему же не сразу выводы и шаги? —вполне законный вопрос читателей. А потому, что мне хочется показать иобъяснить, что процессы работы над изделием, что на производстве, что времесленной мастерской очень похожи. Разница только в объёмах и масштабах :)

Да, кстати, забыла сказать, что разделение на три этапа немногоусловно. На самом деле, этапов этих гораздо больше и они мельче.

Начнём, пожалуй :)

 

Этап № 1

Начало работы

Что происходит на большом или не очень большом предприятии?

Один человек, то есть «три в одном»: дизайнер вдохновенно рисуетэскиз, конструктор чертит выкройку, чертёж или строит лекала, технолог впроцессе построения лекал уже продумывает последовательность работы и делаеттехническое описание — сколько молний, кнопок, какой длины стропа, липучка исколько таких кусочков нужно, какие карманы, какие припуски на швы.

Изделие выкраивается и выдаётся на отшив мотористке-лаборанту.Если есть необходимость, то технолог контролирует процесс (стоит над душой) иподсказывает в особо сложных местах. В итоге получаем готовую красивуюсовершенно новую вещь! Ура!

Смотрим, что на этом этапе у нас, у творческих личностей.

Мы делаем всё тоже самое, за исключением одного :) Мы сами себе «ишвец, и жнец, и на дуде игрец», то есть, мы сам себе и художник, и конструктор,и технолог, и швея-лаборант. У нас в итоге тоже получается красивая, совершенноуникальная новая вещь!

Ура! Мы молодцы!

***** ***** *****

В этом месте я хочу сделать одно, очень важное уточнение. Ипоказать точку отсчёта для начала работы над мелкосерийной партией.

Дорогие мастера! Вы, конечно же, уже узнали себя. Вещь сделана! Мырадостно фотографируем новинку нашего магазина. И убираем всё с рабочего стола.Всё! Работа закончена!

На самом-то деле, если вы планируете и хотите, и мечтаете, нобоитесь повторов, то на данном этапе работа у вас должна только начинаться.

Вот теперь — самое главное. То, ради чего, собственно я и началаписать эту статью.

 

Возвращаемся в Этап № 1.

Обратите внимание — на большом (или не очень большом предприятии)прежде чем начать делать первую или пробную вещь, всё тщательноподготавливается. Самое главное – выкройка (лекала) + технология (ткань идругие материалы это, вообще, само собой разумеющееся, без этого не начинаютработу). Если есть необходимость, то по ходу работы над образцом смотористкой-лаборантом технолог=конструктор вносит изменения в конструкцию илитехнологический процесс. То есть, уже идёт работа на перспективу, для будущейсерийной партии.

Это, так сказать, предварительный этап.

У мастера же этот предварительный этап пролетает мимо, потому чтонам некогда, потому что мы едины во многих лицах, потому что сразу же по ходуработы вносятся изменения и в процессе творчества может кардинально изменитсяпервоначальная идея или замысел. Мы творим на крыльях вдохновения! А что потом?Вот когда будет это потом, тогда и будем смотреть.

Вот здесь уже можно сформулировать маленькие шажки на первом этапеработы.

-по ходу работы фотографируйте вашу работу со всех ракурсов;

-если вы вносите изменения в выкройку, то хотя бы сфотографируйтекарандашную линию и подпишите, например, сколько см нужно срезать или,наоборот, прибавить;

-если вы придумали какой-то интересный элемент или хитруюобработку, не поленитесь зарисовать, описать словами, начертить схему,сфотографировать. В общем, что-то нужно сделать обязательно, чтобы не забыть,чтобы потом вы смогли посмотреть, вспомнить и повторить;

чтобы не утонуть в море фотографий делим их, например, по деталями раскладываем по папкам «уши», «лапы», «ручки сумки» и так далее.

 

Сразу отвечу на возможный вопрос: а почему же на производстве нефотографируют рабочие моменты?

Ответ первый. Это когда как. Бывает, что и нужно сделать фото. Новедь фото мотористке не покажешь. Ей нужно пощупать-посмотреть сложный узел илиновую хитрую обработку. Поэтому вместо фото, при необходимости, отшиваютсяобразцы сложных узлов.

Ответ второй. Технологу достаточно нарисовать схему узла. В случаес разработкой новой технологии для сложных узлов отшиваются образцы по которымна первых изделиях работают мотористки (потом они уже с закрытыми глазамишьют).

 

Этап № 2

Подготовка изделия к запуску в серию

Давайте на этом этапе сначала посмотрим, что происходит у мастера?

А ничего не происходит. Вещь готова! Счастье и радость! Но,вдохновение уже ушло. В лучшем случае мастер уныло соберёт в пакет или коробкувыкройки и почеркушки (если они есть), приведёт в порядок рабочее место ираспихает по хомячьим закромам все материалы. И на этом всё. Вещь поступает впродажу и её быстро купят! Рано иди поздно купят и потом будет очень сложно вспомнить,как же я это сделала??

Что же происходит на предприятии после того, как сделали образец?

(сразу хочу уточнить, что образец не продаётся, то есть на то он иобразец, что глядя на него, люди будут отшивать небольшую или очень большуюсерию))

А в этот момент и начинается самая работа. Отшитый образец можетотправиться на полевые испытания или к заказчику на утверждение, чтобы понять —удачная или неудачная вещь получилась, доволен заказчик или нет. Допустим, всёполучилось хорошо. Решено — изделие запускают в серию. Большая, маленькая илимикроскопическая серия — неважно.

Снова формулируем список маленькие шажков на втором этапе работы.

Подготовка к серийному производству, как правило, вездеодинаковая.

И эти правила верны и для предприятия, и для мастеров, таких как мыс вами.

И мастеру хэндмейдеру нужно не лениться и после триумфальногозавершения работы над изделием продолжить работу по подготовке возможныхповторов, то есть микро- или мелкосерийного изготовления вашей будущей удачнойи популярной работы.

если нужно, делаются подробнейшие выкройки или лекала, то есть впервоначальные лекала вносятся изменения;

подробно расписываются все материалы, например, ленточка сбабочками — 12 см из них 6 см ушло на бантик, кружавчики розовые — 20 см,пуговки — 5 штук, пряжка фастекс 25 мм — 4 штуки, стропа 25 мм — 30 см и такдалее (это нужно для того, чтобы потом не вспоминать «сколько вешать вграммах»; поверьте, все эти мелочи, которые потом нужно будет с трудомизвлекать из недр склероза, очень нервируют и тормозят творческий процесс), ана производстве все эти материалы нарезает и комплектует специальный человек;

высчитываются нормы расхода на одно изделие всех материалов +делается экономичная раскладка деталей на ткани и составляется подробнаятаблица, например, ткань для пэчворка «бабочки» — 0, 2 см, ткань для пэчворка«цветочки» — 0, 4 см и так далее; потом опираясь на эту таблицу, будутпланировать сколько материалов нужно будет на партию из 500 штук нашей вещи…илина 10 штук, смотря, что пожелает заказчик.

Вся эта документация ведётся или в бумажном виде, или вэлектронном — неважно.

Важно другое! На каждое изделие есть папка с описаниями, эскизами,с образцами тканей и всех остальных материалов, отдельная папка с выкройками.Все документы пронумерованы и подписаны. Например, «Заяц Мартин, апрель 2015года», брошь «Домик» — октябрь 2012 года.

 

Этап № 3

Серийное производство

Опять смотрим, что же происходит на большом производстве, заработой которого мы подсматриваем в щелочку?

А там всё уже подготовлено. Лекала ещё раз проверены, все мелочиутрясены и снабженца отправляют на закупку со списком материалов и этиматериалы поступают на склад или же вещь запускается в работу, согласноподготовленной технической документации.

Что же у мастера, за которым мы тоже наблюдаем и этот мастер —один из нас, живущих здесь, на Ярмарке?

Мы же с вами совсем забыли хомяка, заведующего закромами, то есть,складом.

И сейчас всего один шажок на третьем этапе работы.

Вот на этом этапе в документацию на нашу вещь мы вносимдополнительный пункт, а точнее, составляем ещё один документ. И такогодокумента, пожалуй, не встретишь ни на одном предприятии. Потому, что убольшинства из нас нет своей оборудованной мастерской, а материалы распиханы,разложены и упакованы по самым разным местам. Так вот этот-то документ намнужен для того, чтобы быстро найти все необходимые материалы и взяться заработу. А там, глядишь, и вдохновение не заставит себя ждать :) Итак, документэтот — «карта острова сокровищ» или хомячьи закрома и выглядит он примерно так:

ткань для пэчворка «бабочки» — антресоль, вторая полка сверху, красныйпакет с жёлтой полосой;

лента с бабочками — шкаф в гостиной, большая красная коробка нанижней полке;

нитки отделочные — коробка из-под Васькиных ботинок, шкаф вприхожей, нижняя полка.

и так далее.

Если вы не поленитесь и во всех подробностях составите «картуострова сокровищ», вплоть до ниток и пуговиц, то на поиски всех материалов дляповтора уйдут считанные минуты. Если же есть возможность хранить все материалыдля возможного повтора в одном месте то это вообще праздник. Если же вы такаямолодец, что сразу планируете повторы, то желательно сразу подобрать-собратькомплект всех нужных материалов. В этом случае можно сделать фототканей-материалов или же, по примеру великих кутюрье, отрезать от нужнойткани-материала кусочки и прикрепить и к соответствующему пункту нашегоскладского документа.

Всё это нужно для того, чтобы нашему вдохновению было легче занятьсятворческим процессом :)

 

Итак, давайте подведём итоги

Для того чтобы помочь нашему вдохновению и с лёгкостью выполнятьповторы, нужно не лениться, в процессе и по окончании вдохновенного труда втворческом порыве сделать следующее:

В процессе работы фотографируем все этапы, или самые сложные, илисамое трудоёмкие. Фото в компьютер сбрасываем не в кучу, иначе потом мы утонемв этом море, а подписывая каждую папочку название или номер вещи и деталь этойвещи «уши зайца Мартина» «лапы мишки Иннокентия» «обработка кармана, сумка120615».

Также в отдельную папку складываем все парадные фото вашей работыи во избежание путаницы называем точно так же как и подписывали лекала «ЗаяцМартин» апрель 2015».

Выкройки или лекала нашей работы нужно сделать как можноподробными, внести в них все самые последние по времени изменения.

Выкройку или лекала подписываем (название, номер, дата или как выпривыкли) «Заяц Мартин» апрель 2015» и складываем в отдельный конверт или файл.

На отдельном листе или в отдельном пакете, коробке, на полкеподготавливаем подборку возможных комбинаций материалов для будущих повтороввсех-всех до единого комплектующих, вплоть до ниток, кружавчиков и все всейсамой мелкой мелочёвки.

Пишем подробную карту «острова сокровищ» или хомячьх закромов —где, в каких коробках, мешках, шкафах и полках лежат все-все-все материалы.

В отдельную папку, бумажную или электронную неважно, складываемпочеркушки и эскизы вашей работы и во избежание путаницы называем точно так же«Заяц Мартин» апрель 2015» Но с дополнением «Эскизы» — а вдруг вы потомсделаете что-то новое на основе эскизов, которые вы по какой-то причине неиспользовали в этот раз?

И потом, через несколько недель или месяцев, когда поступит заказна повтор популярной работы, нам только останется открыть «карту островасокровищ», по складам запасливого хомяка собрать всё по списку материалов,достать из папки выкройки, фото сложных узлов. И поверьте мне, долгожданное итакое капризное вдохновение не замедлит появиться :)

Удачи в выполнении заказов один в один, небольших серий или работ«по мотивам» :)

Ваша Ира Бортник.

 

Уважаемый автор! Если Вы считаете, что авторство нарушено,пожалуйста, напишите нам info@hobbymagic.ru и мы примем необходимые меры.






Рекомендуемые товары