Мастер-классы на продажу

Источник: Tatter

 Накопив некоторый опыт создания и продаж мастер-классов и схем моих работ на Ярмарке мастеров, решила я с вами этим опытом поделиться. Некоторые «постулаты» я намеренно сделала провокационными, надеясь на дальнейшую дискуссию.

 

1. Лучше сотая работа, чем первая

Вроде бы очевидно, но хочется повторять еще и еще раз: пожалуйста, не делайте мастер-класс, если вы еще не мастер. Ни платные, ни бесплатные. Какой бы восхитительной не казалась бы вам ваша работа, если она первая, третья, пятая, то велика вероятность быть осмеянным, раскритикованным, обиженным и демотивированным на дальнейшее творчество.

Плохо, когда во фразы типа «умный любит учиться, а дурак — учить», вкладывают не тот смысл, что изначально. В изречении Чехова явно подразумевается «только учить» или «поучать». На самом деле, чтобы учить, как раз и стоит сначала научиться двум главным вещам: чему учить и как учить. Это я вам как потомственный учитель говорю.

 

2. Лучше утилитарный, чем декоративный

Мастер-класс, на мой взгляд, должен содержать две основные вещи: «идею» и «фишку». 

Идея — общая оригинальность и уникальность изделия. То есть, покупатель должен захотеть повторить то, что он видит на картинке. Разумеется, работа на картинке должна быть без сомнения вашей и отличающейся от похожих даже на неопытный взгляд новичка. А не многажды растиражированная кукла в платьице другого цвета.

Фишкой я называю некую новую технологию. То, что покупатель сможет использовать и потом, уже в своих работах, не относящихся к вашему мастер-классу. Новый тип строчки, рисунка, крепления.. Я считаю,что мастер-класс, обучающий только одной строчке, нецелесообразен. Равно как и мастер-класс, представляющий собой только новую комбинацию общеизвестных элементов.

 

3. Лучше бесплатно, чем платно

Разумеется, мы все хотим денег. Но! Даже если вы чудесный мастер, даже если у вас давным давно спрашивают: «А как вы это делаете?» — лучше не торопиться ваять мастер-класс на продажу. Интернет предоставляет возможность публиковать бесплатные мастер-классы. А Ярмарка мастеров — еще и возможность получить не только лайки и восхищение, но и критику профессионалов — по сути, бесплатные экспресс-курсы по методике преподавания. Подозреваю, лучше негативный комментарий к мастер-классу на Ярмарке мастеров, чем негативный отзыв от купившего мастер-класс.

 

4. Лучше не руководствоваться собственным вкусом 

Спорно, но, как оказалось, те схемы, которые я считаю лучшими, не обязательно пользуются спросом. Возможно, они слишком сложные. Возможно, где-то не те фото в качестве рекламы.

И наоборот, схема, которую я считала самой элементарной и выложила просто так, для наполняемости магазина, стала лидером продаж. Вывод: выкладывается всё, что считается технически достойным, а уж насчет необходимости покупатель сам разберется.

 

5. Лучше для разных, чем для всех

Я обязательно просчитываю, какой уровень владения фриволите нужен для выполнения той или иной моей схемы. В описании указываю этот уровень (начальный, средний, продвинутый) и, кроме того, перечисляю, какие элементы используются, чтобы покупатель мог прикинуть, по силам ли ему схема. Иногда указываю, что выполнение какого-то экзотического элемента сопровождается пошаговой инструкцией. Такие схемы, в отличие от полностью пошаговых, берут более охотно.

Кроме того, я раньше считала, что схема в виде рисунка более удобна. Оказалось, не всем. Некоторые покупатели более привычны к написанной схеме. Пришлось именно для них  либо прикрепить файл с описанием плетения, либо добавить фразу: «Если вам более удобно описание, чем рисунок, пожалуйста, свяжитесь со мной, и я его сделаю.»

 

6. Лучше по-китайски, чем по-русски

Внезапно, правда? На самом деле речь о том, насколько понятен мастер-класс без сопровождающего текста. Представьте, что текст вашего мастер-класса — на китайском. Понятно, что делать? Если нет — возможно, придется перефотографировать.

Современные люди «много букаф» не любят. Такова реальность. А много фото делать муторно и долго. Но, зажав фотоаппарат в одной руке, а образец в другой, я мужественно ловлю свет и щелкаю, щелкаю, щелкаю... Потом, накидав поэтапных фотографий на страницу, мучаю родных и близких вопросами: а тут понятно, что делать? А здесь? И затем, отвечая на возникшие вопросы, пишу текст. Только необходимый текст.

Это не значит, что малейшее движение нужно задокументировать, но все ключевые моменты действительно лучше отобразить на фото, а не в тексте.

 

7. Лучше «235 бусин», чем «бисер»

Чем конкретнее рекомендации, по материалам, тем лучше. Потенциальному покупателю будет проще решиться на покупку, если он сразу прикинет: а достаточно ли у него материалов, сможет ли он достать то, что нужно, в необходимом количестве. Можно также указать, на какой материал при желании заменяется недостающее.

С другой стороны, на мой деревенский взгляд, чем длиннее и экзотичнее список материалов, тем хуже. Если провести аналогию с кулинарным рецептом, то вы скорее возьметесь за «нужны 300 г сыра, 2 помидора, 3 яйца» или за «вам понадобятся мясо рябчика, плоды фейхоа, цедра лайма и орехи пекан»?

 

8. Лучше перебдеть, чем недобдеть

Как показывает опыт, лучше много раз указать, что это не готовое изделие, а мастер-класс (или схема). И в описании, и на фото (но не переборщить). А то обязательно найдется тот, кто подумает, что это само изделие по такой смешной цене продается. И возмущаться начнет.

Некоторые мастера в виде книги первое фото оформляют, чтобы визуально отличалось от остальных работ в магазине.

 

9. Лучше «сложности», чем «проблемы»

Речь об обратной связи. Моему первому покупателю ручки так и потянулись написать «Если возникнут проблемы, обращайтесь». Но я вовремя остановилась и задумалась: получается, я сразу настраиваю на возможные проблемы? С другой стороны, обратная связь-то нужна. Поэтому я предпочитаю более деликатные формулировки с тем же смыслом: «Если возникнут сложности со схемой..» или «Если потребуются дополнительные фотографии...», «Если понадобятся пояснения к какой-либо части, буду рада уточнить».

Или вообще: «Помогите мне, пожалуйста, понять, какой из этапов объяснений требует доработки» — чувствуете? Получается, что это мне нужно мнение покупателя. Следовательно, покупатель заранее настроен, что он не неудобства мне просьбой о разъяснениях доставит, а помощь!

 

 10. Лучше безличные, чем повелительные

По поводу грамотности даже подробно писать не буду. Разумеется, безграмотный мастер-класс не принесет вам покупателей и может основательно подмочить репутацию. В который раз приведу так запомнившееся мне высказывание Светланы Ohra: «Поверьте, репутация неграмотного человека автоматом превращает вас и в неумелого горе-мастера. Это происходит автоматически, на уровне подсознания. Мозг читателя понимает, что ошибки — это одно, а золотые руки — другое, но подсознание уже вынесло свой вердикт. А по отношению к публикации, даже к самой интересной и полезной статье, возникнет одна простая мысль: «Что умного может сказать человек, который в одном предложении делает 5 ошибок?»

А вот по поводу формулировок подскажу: 1) «Поместите бусину в кольцо..» 2) «Вы должны поместить бусину в кольцо...» 3) «А теперь помещаем нашу бусинку в это колечко..» 4) «Далее бусина помещается в кольцо...»

Вам какая фраза больше нравится? Правильно, первые две слишком категоричные — приказной тон может вызвать отторжение. Третья — слишком слащавая. Что характерно для мамских форумов, прозвучит диссонансом в серьезном мастер-классе. А вот четвертая — обезличенная — в самый раз. И хоть написать ее сложнее, она в достаточной степени передает деловой тон без оттенка повелительности. Вообще, безличные предложения (или пассивный залог в английском) я считаю оптимальными как для научной статьи, так и для мастер-класса: «Здесь возможно сделать...», «Далее нужно провязать...», «Это прошивается прикрепляется так...»

Вроде всё. Буду рада услышать о вашем опыте. С уважением, Tatter.

 

Уважаемый автор! Если Вы считаете, что авторство нарушено, пожалуйста, напишите нам info@hobbymagic.ru и мы примем необходимые меры.