Покупка материалов с умом

Источник: Евгения Белоусова

 Наверное, не ошибусь, еслискажу, что любой из нас, мастеров, страдает в той или иной форме официальнопризнанным заболеванием рукодельников – хомякозом! Болезнь страшна только состороны, для нас же она вполне приятна и радостна. Пушистый зверек с набитымищечками, сидящий внутри каждого хендмейдера, не только заставляет страдатьрукодельным шопоголизмом, но и испытывать волны восторга, счастья и удовольствияот новых приобретений.

Любой начинающий рукодельник становится инфицированным хомякозом всчитанные недели. Родные и близкие глазом моргнуть не успевают, как вещипереезжают из шкафов в самые тесные и неприглядные углы (ведь мне нужен шкафпод материалы!), столы из обеденных превращаются в рабочие (ну мне же надогде-то шить-резать-клеить!), новые линолеумы и ковры покрываются пятнами клея,обрезками и следами краски (мне нужно много пространства!), а красивые обоискрываются за подвесными стеллажами, крючками и рамками (мне же надо где-торазвешивать готовые работы!).

Но вот проходит время, и рукодельник набирается опыта, начинаетзадумываться о продажах своих работ, прикидывать цены и высчитыватьсебестоимость, вести доходно-расходную книгу… И вот тут хомякоз из радости иудовольствия может превратиться в препятствие для построения пусть маленького,но крепкого бизнеса.

Я не буду дальше обобщать и пытаться выявить какие-то тенденции,вместо этого я рассмотрю трансформацию хомякоза в нечто иное на собственномпримере :)

 

Первый этап – закупки на эмоциях.

Три года назад увлеклась я украшениями из пластики, и первое времяничего, кроме пластики, мне и не требовалась. Я лепила бусинки, кулончики,какие-то элементы, собирала их на ленточки и веревочки из подручных средств ивполне была этим довольна. Но время шло, и постепенно приходило осознание, что,наверное, для сборки украшений надо что-то еще – какие-то крючки для серег,замки и прочую мелочь, которую используют другие рукодельники.

Начались мои странствия по швейным магазинам. В то время это былиединственные места, где можно было купить какую-либо фурнитуру – никаких«хобби-магазинов» у нас еще и в помине не было.

Вот тогда хомякоз и начал стремительно разрастаться. Я скупалавсе, что подворачивалось под руку, просто по принципу «нравится-не нравится».Очень скоро шкаф стал ломиться от всевозможных ленточек, кружавчиков, тканюшек,бусиков на разбор, а уж фурнитуры и вовсе было тьма-тьмущая. Деньги я нежалела, и уже через пару месяцев любая прогулка – в одиночестве или в компании– шла по одному и тому же маршруту – вдоль швейных магазинов.

Потом к пластике присоединилось увлечение бисером, и шкафдополнительно забился бесчисленными оттенками бисера, проволокой, леской и т.д.

Еще позже я познакомилась с бисерщиками из своего города, и наэтом месте хомякоз достиг критической отметки. Потому что оказалось, что нашибисерщики всегда готовы продать часть материалов страждущим, а в закромах у нихлежат и камни, и стразы Сваровски, и японский бисер, и много чего еще!..

Примерно в это же время я уже всерьез начала задумываться опродаже своих работ.

И как-то раз просто села, открыла блокнот, куда записывала всерасходы на материалы (дабы при подсчете цены готового изделия всегда помнить,сколько стоила та пуговка или вот эта ленточка) и посчитала, сколько денег уменя уходит в месяц на любимое хобби.

Результат меня ужаснул.

Оказалось, что:

- я спускаю на материалы абсолютно все деньги;

- несмотря на то, что я спускаю на материалы абсолютно все деньги,мне постоянно не хватает какого-то материала, и я вынуждена бегать томагазинам, то по добрым друзьям-рукодельникам, разыскивая крошечную, нонеобходимую мелочь;

- отдачи от моего хобби нет совершенно никакой.

Я задумалась и поняла одну простую вещь – мои бессистемныепокупки, основанные на голых эмоциях (ой, какая подвесочка, и бисер, и камушек,все нравится, надо брать, когда-нибудь пригодится!), здорово меня подставляют.Допустим, мне нужно собрать бусы, и для этих бус требуются: замок, шапочки длябусин, рондели, колпачки, кольца, штифты. Все фурнитура должна быть одногоцвета, разумеется. Я лезу в коробку с фурнитурой и понимаю: у меня естьколпачки и шапочки – в бронзе, кольца и штифты – в серебре, а замок и рондели –в меди. А вот чтобы все элементы в одном цвете – нету! И каждый раз вместотого, чтобы просто воплотить идею, я начинаю изворачиваться – чем заменитьштифты и кольца, если все делать в бронзе, или чем заменить замок и колпачки,если все делать в серебре, или как обойтись без шапочек, если все делать вмеди. Не удовольствие от творчества, а сплошные мучения.

 

Второй этап – закупки на количество и расширение ассортимента.

Ладно, сказала я тогда себе, пойдем от обратного. Хватитзакупаться бессистемно, надо хоть разок потратиться внушительно, зато сделать«базовый гардероб». И я составила список фурнитуры (точнее, по большому спискуна каждый цвет) и вместе с подругой-рукодельницей закупилась винтернет-магазине всем-всем, что вообще могло мне когда-то понадобиться изфурнитуры.

Результат порадовал: я перестала испытывать нехватку материалов –теперь у меня и правда было ВСЕ. Вместо забега по магазинам и друзьям яспокойно лезла в шкаф и доставала необходимое.

По такому же принципу я стала закупаться всем остальным – камнями,бисером, бусинками… Продажи и заказы, пусть и невеликие, к тому времени ужебыли и были постоянно. Шкаф забился еще больше, но очередной подсчет в концемесяца показал прежние результаты:

- я трачу на материалы в несколько раз больше, чем раньше, т.е.по-прежнему спускаю все;

- мне всего хватает, но выхлопа опять нет – расходы элементарнопревышают доходы в несколько раз.

 

Третий этап – осознанные закупки.

После этих неутешительных подсчетов я села и стала думать оченьстарательно.

К этому времени я занималась уже и пластикой, и бисером, иросписью камней, и частично декупажем. Уже было очевидно, что надо выбиратьодно направление, потому что растекаюсь я «мыслью по древу» не только в планетворчества, но и в плане материалов.

Отрезав от творчества три четвертых – т.е отказавшись от пластики,бисера и декупажа – я сосредоточилась на росписи камней. И, обратясь все к тойже незаменимой доходно-расходной книге, начала пытливо изучать: что я используючаще всего? Какие камни самые ходовые? Бусинки? Фурнитура?

Составила примерный список и с этого момента взяла себя в руки.

Во-первых, я перестала закупаться «точечно». То есть, по привычкезаходя в какой-либо швейный магазин, я уже не хватала первое, что понравится, аначинала размышлять – это будет сочетаться с росписью? У меня есть уже что-топодобное? Красивый цвет, но куда я его применю? В итоге со временем я пересталаходить по рукодельным магазинам совсем.

Во-вторых, я полностью перешла на Интернет-магазины, но оформлятьпокупки стала только тогда, когда в коробках с материалами начинало«просвечивать дно». Ага, рассчитывала я: бейлов еще много, цепочек много,красок много, камней много – терпим, ничего не покупаем. Бейлов мало, всегоостального много – терпим, не покупаем. Бейлы кончились, от цепочки осталосьполметра, количество камней уменьшилось вполовину – пора! Идем в один излюбимых Интернет-магазинов и накидываем в корзину кучу всего, но – строго посписку. Подворачивается под руку красивая подвеска – да, красиво, только с росписьюбудет сочетаться? Нет? Все, закрываем страницу и больше на подвеску не смотрим.

Уже через несколько месяцев осознанных закупок расходы наматериалы сократились в два-три раза. Параллельно я стала очень подробнозаписывать для каждой вещи расходуемые материалы, а потому четко понимала, чтоименно у меня уходит, в каких-количествах и как быстро. Поэтому теперь яфактически по-крупному закупаюсь раз в два месяца, а по мелочи – раз в месяц уместного продавца: докупаю нужную фурнитуру прежде, чем кончится последнийштифт и последнее колечко.

Но, поскольку вирус «хомякоза» все-таки живуч и неистребим, товремя от времени – где-то раз в 3 месяца – я позволяю себе побаловать хомяка,правда, все равно в рамках своей деятельности. Например, купить кучу металлизированногобисера – пусть бисер есть уже всевозможных оттенков, но раз хочется – иногдаможно. К тому же все равно уйдет в дело. Или лэмпворк-бусины – пустьизрасходуются медленно, но раз хочется, и уже не один месяц – надо взять! А вотавторскую фурнитуру ручной работы, которая дразнит уже который месяц, яосознанно не покупаю. Потому что понимаю – сейчас я не смогу придумать ейприменение, она будет лежать. Но как только появятся идеи – возьму немедля.

Так внутренний мой хомяк постепенно стал совсем ручным ипокладистым. Меня уже не ужасает столбик с расходами в приходно-расходнойкниге. И собственные манипуляции с деньгами стали абсолютно прозрачными – ведьблагодаря тому, что я все-все записываю, я уже не прикидываю, как раньше,стоимость материалов (ну, пусть эта финтифлюшка стоит 100р., а эта – 200р), азнаю их реальную цену до последней копейки. Соответственно, и прибыль я вижу неприблизительную, а точную, и в случае чего могу корректировать – вот на такиевещи надо подсократить расход материалов, а на такие надбавить цену, а вотздесь можно, напротив, на материалы потратиться побольше, запас есть.

Так с помощью осознанного распределения средств на материалы можнозначительно укрепить свое маленькое рукодельное дело.

Надеюсь, была полезна!

 

Уважаемый автор! Если Вы считаете, что авторство нарушено,пожалуйста, напишите нам info@hobbymagic.ru и мы примем необходимые меры.






Рекомендуемые товары