Продавать ручную работу: начать и не бросить

Источник: LaMariaCha

 Около шести лет назад явпервые попробовала продать что-то, сделанное своими руками. Сначала япродавала только в реале, после рождения ребенка перешла на интернет-площадки,сейчас продаю и там, и там. Не все было гладко, несколько моих попыток делать ипродавать какие-то вещи позорно провалились, и сейчас остались два направления:схемы вышивки крестом и цветы из полимерной глины. Это то, что мне в концеконцов удалось вывести на регулярные постоянные продажи.

К тем принципам, которые будут изложены ниже, я шла через своишишки, наступая на многочисленные грабли, ошибаясь, расстраиваясь и радуясьнеожиданным находкам. Ниже – выводы из моего опыта.

 

Перфекционизму - бой!

В каком-то смысле перфекционизм – это хорошо и полезно. В самомделе, странно предлагать покупателю вещи, которые разваливаются в руках, грубои плохо сделаны, откровенно недоработаны. Но, с другой стороны, зачастуюперфекционизм становится очень мощным тормозом. Хочется открыть свой интернетмагазин, мастер идет на форумы и видит, что для успешной работы магазина нужныпрофессиональные фотографии, красивые коробки, наполнитель для упаковки, самаупаковка, визитки, баннер, нужно придумать интересные подарки покупателям, аеще хорошо бы оплатить рекламу в интернете, и еще тысяча мелочей. И-и-и… Ничегоне открывает. Потому что тысячу коробок заказывать страшно, а 50 в небольшомгородке никто не хочет делать. Потому что сделать чистенькие простые фотографиимастер может, а супер-пупер атмосферные и завлекательные – нет. Потому чтопосле того, как мастер подсчитает все сопутствующие расходы, оказывается, чтона открытие своего магазина нужно несколько месяцев копить с зарплаты. Итог –исполнение мечты о своем магазине можно откладывать бесконечно.

Поэтому лично для себя я пришла к тому, что лучше я сделаю то, чтохочу, просто на приемлемом уровне, чем буду стремиться идеалу и не сделаюничего вообще. Я не стала заказывать выпендрежные коробки, а просто заказалааккуратную упаковку из гофрокартона у другого мастера. Чтобы чем-то наполнитькоробки, ведь товар не должен побиться, я использовала обыкновенную белуюпапиросную бумагу. И так далее, и тому подобное. Да, конечно, изящная цветнаякоробка с логотипом выглядит профессиональнее и дороже. Но и дороже стоит, акогда не знаешь, пойдут ли продажи, как-то не хочется кучу денег тратить на то,без чего можно обойтись.

Планируя открытие своего магазина и думая о том, что это слишкомсложно и дорого, стоит посмотреть по шагам: действительно нужно сделать всеэто? Действительно в таком виде? Я знаю реального живого мастера, который неоткрывал свой магазин, потому что считал, что для рекламы обязательно отснятьнесколько видеороликов с мастер-классами и обязательно с профессиональнымоператором и в студии. Итог – магазина нет никакого, услуги оператора недешевы,а денег у мастера не было. Еще один мой знакомый считал, что работать можнотолько с профессионально созданным интернет- магазином, ориентировочнаястоимость разработки составляла около семидесяти тысяч рублей, и в результатемастер не делал ничего. Потому что был не уверен, что такие затраты потомудастся «отбить».

Чтобы не наступить на эти грабли, стоит почитать «истории успеха»успешных мастеров. Вот мастер, который продает много: он делает все то, чтоначинающему кажется обязательным? Нет? А что он делает? Еще можно поговорить суже продающими мастерами. Особенно если среди них есть хорошие знакомые,которые смогут выслушать план действий и сказать, без чего на первых порахможно обойтись. И хорошо бы поговорить не с одним таким мастером, приоритеты ирецепты ведь у всех разные.

 

Делаем быстро, делаем сейчас!

Если в голову пришла интересная идея и нет объективных препятствийк ее воплощению, стоит воплотить идею сейчас, сразу же. А не откладывать допонедельника, до осени, до нового года, еще непонятно до чего. Или тогда ужостановиться, внимательно рассмотреть идею со всех сторон и решить: вы будетеэто делать? Если будете, хорошо бы определить твердый срок, когда это должнобыть сделано. Если нет – стоит записать себе это в голове большими буквами ипостараться выкинуть из головы план «я это когда-нибудь сделаю».

Почему? Потому что нереализованные планы без четкого срока жрутсилы. В голове где-то далеко постоянно болтается нереализованное намерение, онорождает чувство вины за то, что запланированное все еще не сделано – это раз. Адва – такой висящий над головой план может неосознанно менять жизнь, и зачастуюв худшую сторону. «Ой, я когда-нибудь непременно распишу этот старый бабушкинкомод» - а пока комод год за годом стоит в квартире и занимает место. Если бымастер хотя бы минуту подумал и попробовал определить четкий срок иобстоятельства, при которых комод будет в конце концов расписан, возможно, онбы в самом начале понял, что самый реалистичный ответ это «никогда». Ну и стоитли тогда держать ненужную вещь в доме? К тому же чем дольше откладывается дело,тем труднее от него в итоге отказаться. О планах уже рассказали знакомым, планыстали привычными, частью жизни, отказ от них ломает картину мира. Конечно,комод простоит еще лет 15.

Но это только одна сторона дела. А вторая гораздо обиднее ихитрее. Вдохновение – штука такая, она зачастую складывается из увиденного,услышанного, прочитанного. А так как многие мастера варятся плюс-минус в однойинформационной каше, велика вероятность, что пока вы откладываете, кто-то тожеуже придумал то же самое и начал это воплощать. Все, наверное, слышаливыражение «идеи носятся в воздухе», да? Вот это оно и есть. Новые идеи зачастуюприходят сразу нескольким людям примерно в одно и то же время. Кто успел первым– тот молодец.

 

Считаем, тратим, экономим

Если магазин стал уже не просто средством показать все, что есть,а с его помощью хочется действительно зарабатывать, придется более тщательнопродумывать наполнение магазина и просчитывать затраты на материалы. С большойвероятностью придется делать хотя бы небольшие «линейки» товаров. Люди любятвыбирать и зачастую не готовы купить даже понравившуюся вещь, если она вмагазине одна такая и больше ничего похожего нет. А вдруг другая вещь этого жемастера была бы гораздо лучше и подошла бы больше?

С другой стороны, заранее невозможно предсказать, пойдет ли новаялиния изделий. Я в конце концов пришла к тому, что каждый раз планирую: сколькоименно изделий нового направления я готова сделать? Иногда, если новая задумкаочень увлекает, остановиться невозможно. В результате в магазине оказываетсямножество новых похожих изделий, а другие направления заброшены. Я делаюконечное количество новых вещей, а потом останавливаюсь и смотрю: продается?Нет? Если нет, готова ли я продолжать разрабатывать новую задумку или все жестоит остановиться?

Кроме того, при покупке новых материалов хорошо бы сначаласпрашивать себя: зачем я хочу это купить? У меня есть конкретная задумка илимне просто нравится и хочется эта штука, а что с ней делать – потом придумаем?А какого размера уже домашняя куча материалов для «потом придумаем, я просто немогу с этим расстаться»? Если вовремя останавливаться хотя бы иногда, этопозволяет хоть немного сэкономить и деньги, и место в доме.

С другой стороны, особенно желанные и дорогие материалы зачастуюоткладываются и не используются, потому что все кажется, что нынешняя задумканедостаточно хороша, чтобы использовать для нее что-то такое особенное. Я самасталкивалась с таким много раз, какие-то материалы лежали и ждали своего часамесяцами и годами, а в результате я «перегорала» и уже никак не хотелаиспользовать то, что так долго откладывала. Поэтому сейчас я использую всематериалы сразу, оставляя иногда небольшой НЗ на тот случай, если «та самая»идея меня все-таки посетит.

 

И в третий раз закинул старик невод...

Магазин открылся, прошло несколько месяцев, а продаж нет. Этообидная, тяжелая, бьющая по самооценке ситуация. Я через нее проходила, и этодействительно неприятно.

Сначала я купила серию рисунков с овечками, сделала из них схемы,выставила на разных площадках и стала ждать продаж. Мне казалось, что этиовечки такие замечательные, что их просто обязаны покупать! А продажи не пошли.Это было очень обидно. (кстати, сейчас, когда магазин на ярмарке уже«прибился», овечки очень даже продаются)

Я попробовала весь стандартный пакет приемов для таких случаев:меняла фотографии, описания, названия, ключевые слова – бесполезно. Стало чутьлучше, но незначительно.

Покупать еще серию картинок было для меня слишком дорого, к томуже я не была уверена, что новые схемы пойдут. Поэтому я теперь уже саманарисовала несколько картинок, сделала по ним схемы и снова стала ждать. Иснова продажи не пошли. Я так расстроилась, что бросила все на несколькомесяцев.

Через какое-то время я все же решилась попробовать сделать что-тоеще. Теперь уже я сначала постаралась проанализировать рынок. Стало понятно,что милых симпатичных картинок со зверюшками продается уже много, в том числе вготовых наборах: купила да вышивай. И тогда я стала рисовать узорные сердца иоформлять слова. И случилось наконец то, чего я так долго ждала: продажи пошли!

Я так долго все это рассказываю вот для чего: совершенно не факт,что продаж нет из-за того, что в магазине не самые лучшие фотографии, или нетхудожественных описаний, или еще что-то такое. Возможно, просто-напросто быловыбрано тупиковое направление. Но понять это можно только после того, какпопробуешь поменять фотографии, описания, названия, помучиться с ключевымисловами и порекламировать магазин таким, как он есть.

Поэтому сейчас я бы дала себе-той, которая открывала когда-томагазин с овечками, такой совет: сразу же попробовать выставить в магазине вещиразной тематики. Так больше вероятность, что «выстрелит» хоть что-то. К тому жетаким образом экономится время: можно смотреть, что идет, а что нет, сразу понескольким направлениям одновременно. Это экономичнее, чем добавлять тему затемой и следить за каждой новой веткой последовательно.

 

Везде и всюду

Хорошей идеей оказалось также не сосредотачиваться на однойплощадке, а попробовать сразу продавать на разных, ходить на ярмарки,договариваться с живыми магазинами. Неожиданно оказалось, что в разных местаххорошо продаются совершенно разные вещи! К тому же таким образом быстреесовершается оборот товаров, можно с бОльшим удовольствием и отдачей делатьновое. Когда заходишь в свой магазин и видишь фотографии вещей, сделанных ещегод назад, и никто их за это время не купил – это очень-очень обидно! И совсемдругое дело, когда смотришь и понимаешь, что вот эти товары не хотелизаказывать через интернет, зато моментально раскупили на ярмарке. А эти –прекрасно уходят в лавочке, через которую можно сдавать ручную работу «подреализацию». А вон то не покупали почему-то в своем городе, зато оно легкоуходит через интернет.

Даже если кажется, что в родном городе «не поймут», «тут это непойдет», все равно стоит пробовать! Не нужно решать за других людей, никто неумеет читать чужие мысли. Дайте людям самим решить, хотят ли они покупать вашивещи.

Чтобы оптимизировать этот процесс, стоит посмотреть, в каком местеможно договориться так, чтобы вы могли в любой момент придти и забрать товар,если его купили на интернет-площадке. Делать отдельный набор вещей в каждыймагазин это, конечно, здорово, но может быть очень тяжело и долго.

Надеюсь, кому-то мои маленькие открытия помогут.

 

Уважаемый автор! Если Вы считаете, что авторство нарушено,пожалуйста, напишите нам info@hobbymagic.ru и мы примем необходимые меры.






Рекомендуемые товары