Творческий фриланс: мифы vs реальность

Источник: Sunflower Art.

 Кто на самом деле придумал крылатую нынче фразу «выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни» — неизвестно, однако безымянный автор создал одно из самых сильных и стойких заблуждений.

Я уверена, что трезвый взгляд на вещи — это как минимум половина залога успеха будущего дела. Поэтому простите меня за столкновение с реальностью, но я хочу рассказать не о том, как сделать удачный снимок или писать хорошие продающие тексты, а о том как подготовиться морально к «работе художником» со всеми ее противоречиями и подводными камнями.

Вперед!

Работа работой, но время от времени надо работать (с)

Как бы мы ни любили дело, которым мы решили зарабатывать на жизнь, как бы оно ни вдохновляло, но отныне оно не увлечение, а именно работа. «Не придется работать ни одного дня»? Ха! Как же! Вам придется работать очень-очень много и порой без выходных. Самодисциплина — сама по себе сложная штука, а уж поначалу... Есть масса ловушек, которые способны загнать вас в работу нон-стоп. Но даже если вашей выдержки и способностей к самоорганизации хватит на то, чтобы не забывать про выходные, все равно работать придется очень и очень много.

 

К сожалению, большинству придется познать на собственной шкуре поговорку «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Сколько времени останется на ту самую «творческую» работу? Мой вариант ответа — меньше 50%. Большинство людей, конечно, представляют себе, как художники в порыве вдохновения создают шедевр за шедевром. И мало кто думает о том, что придется заниматься фотосъемкой, обработкой снимков, ведением соцсетей, общением с подписчиками и заказчиками, упаковкой, отправкой и решением еще примерно пары десятков мелких и крупных сопутствующих дел. Вот вам и бесконечный творческий порыв.

 

А так уж ли свободен художник?

Фриланс? Ух ты! Выходные, когда хочешь! Спать до полудня! Ох, забудьте. Чаще будет так: выходные?? Черт, а у меня срочный заказ/посылки не успела отправить/надо написать тексты для группы на неделю. Спать до полудня, в принципе можно. Но и работу тогда придется нередко заканчивать далеко за полночь. Офис отбирает одну свободу, но дает другую. То же самое проделывает с нами фриланс. К сожалению, очень небольшой процент людей по умолчанию умеет организовывать себя сам без лишних страданий. Пока не попробуешь удаленную работу, просто не понимаешь, какой ресурс освобождается, когда часы работы фиксированы работодателем, а объемы и сроки работы указываются им же. У вас просто нет варианта «не прийти на работу» или «не выполнить задание» — если вы, конечно, не хотите лишиться денег.

Работая на себя, бесконечно балансируешь на грани между «хм, но ведь меня никто не отругает, если я устрою себе сегодня выходной, а за работу примусь завтра» и «выходной? Да ну, я ведь могу поработать еще, сделать больше вещей и заработать больше денег». И надо сказать, второй вариант побеждает чаще, потому что офис дает еще один волшебный пряник: гарантированный заработок. Отсутствие стабильности зачастую гонит свободного художника к жизни без выходных в попытке обрести хоть какую-то финансовую стабильность.

 

Художник vs китаец

Работа на заказ — еще одна вечная, болезненная и спорная тема для вольных художников. Все мы знаем, что работа на заказ кормит. А так же нередко убивает в художнике все живое. Сколько раз я встречала дизайнеров, художников, писателей, которые получив профессию и начав работать в какой-нибудь фирме, в итоге уходили заниматься чем угодно другим, долгое время потом не возвращаясь к тому, что когда-то искренне любили. Поэтому я за здоровый баланс. Мало кто может позволить себе совсем отказаться от заказов. Как правило, это мастера-профессионалы, к которым стоит очередь на готовые изделия. Тем, кто такого уровня еще не достиг, придется искать собственную золотую середину.

Слишком много работы на заказ чревато выгоранием и остановкой развития: ведь вам просто не хватит времени воплощать собственные идеи и экспериментировать. Полный отказ от работы на заказ — это финансовый риск; кроме того бывают интересные заказы, бывают — провокационные, которые приводят в конечном счете к творческому росту.

 

Про себя могу сказать, что мне на поиск этого равновесия понадобилось около четырех лет. Поначалу я очень много работала на заказ, безостановочно. В результате я никак не могла выкроить себе время на выходные. Все время оказывалось, что надо срочно что-то закончить, чтобы уложиться в сроки, а что-то начать, чтобы уложиться в них же. Это был замкнутый круг. Потом был этап, когда я отказалась брать заказы совсем, и какое-то время это работало. Потом оказалось, что без заказов стало несколько голодно, так что пришлось искать собственную пропорцию свободного творчества и работы на заказ.

 

На хлеб с маслом. Миф о голодном художнике.

Пожелания опытных мастеров новичкам обычно заключаются примерно в следующем: верьте в себя, найдите людей, которые будут вас поддерживать, развивайтесь, запаситесь упорством и тому подобное. Советы, бесспорно, очень дельные. Сама могу подтвердить. Но по прошествии пяти лет существования своей мастерской, хочу добавить: продумайте надежный финансовый тыл. Серьезно. Поддержка и вера в себя — это очень здорово. Но нет ничего более вредного для художника, чем нестабильность финансов. В первую очередь для спокойного, плодотворного, гармоничного и здорового творчества художнику необходима уверенность в завтрашнем дне: куске масла с хлебом, проездной карточке и оплаченных коммунальных платежах.

Иначе творчество превращается в попытки выжить, а угроза остаться без средств к существования несется за тобой, как лавина, а ты мчишься от нее на всех парах, не останавливаясь примерно никогда. Плохо, когда на любимое дело возлагается слишком большая ответственность, и оно становится вопросом жизни и смерти.

 

Начиная свое дело, подумайте хорошенько о дополнительных способах дохода. Убедитесь, что ваш нежный, страшно творческий и парящий в облаках тыл прикрыт и прикрыт надежно. У вас должен быть план Б на тот момент, когда вы встанете утром и поймете, что продаж не было уже неделю, заказы предлагают только такие, от которых пахнет внутренним насилием, а есть хочется уже прямо сейчас.

Это неправда, что художник должен быть голодным, или что деньги и творчество несовместимы, что это цинично и приземленно.

Думайте о деньгах. Много думайте. Думайте заранее. Это правильно.

 

В отношениях с творчеством. Статус: все сложно.

Знаете, есть такой расхожий стереотип, жутко вредный, мол, если любишь человека, никогда не будешь с ним ругаться. Или что хорошие дети не злятся на родителей. Ну и все же знают, что это фигня, да? Что в нормальных здоровых отношениях есть место злости, есть место усталости и вообще разнообразным негативным эмоциям. Просто потому, что это живые отношения.

 

С творчеством так же. Поэтому пусть вас не сбивают с толку рассказы других мастеров о том, что они счастливы каждый миг со спицами в руках или что они уже десять лет не были в отпуске, потому что не знают, как можно расстаться с гончарным кругом. Бывает, конечно, по-всякому. Но в любом случае, пугаться, что у вас иначе, не стоит. Как человек с опытом, могу вас заверить: от любимого дела можно устать. Можно даже сильно устать. После запойной двадцатидневной работы вполне логичен период, когда внутри — звенящая пустота, а вид рабочего стола вызывает упадок всего одновременно. А еще бывает творческий кризис — и это нормально, даже хорошо. Это не значит, что нужно распродать материалы и пойти продавцом в магазин. Это значит, вы растете. И это здорово.


По любви.

И самое последнее по счету, но не по важности. Выбирая дело, на которое ляжет ответственность кормить вас, убедитесь, что вам не просто нравится этим заниматься, а вы жить без этого не можете. Если руководствоваться мыслями вроде «о, это сейчас модно, значит будет хорошо продаваться» или «о, да это же легко, буду зарабатывать на этом деньги!» — вероятность провала велика.

Это дело, которым придется заниматься не просто много, а очень много. Ради которого придется выполнять кучу неинтересной, нудной работы. Ради которого придется чем-то жертвовать. И если это просто случайная симпатия, она не пройдет проверку временем. Дело, которое будет отнимать у вас уйму сил, должно давать взамен другие. Если после пятнадцати часов работы у вас не разгибается спина, нет сил встать со стула и поехать из мастерской домой, да что там — руки вымыть сил нет, но вы смотрите на результат работы и вас накрывает волной ликования и счастья, то да, это оно. И это то, что даст силы двигаться дальше, даже если кажется, что их уже нет.

Вот и все, чем я хотела поделиться. Я не в восторге от главной тенденции современности создавать глянцевые вылощенные картинки действительности, поэтому хотелось обрисовать достаточно реальный портрет творческой «изнанки». И надеюсь, что он будет полезен тем, кто только посматривает в сторону этих прекрасных «вольных хлебов». Предупрежден — значит, вооружен.

Удачи!

 

Уважаемый автор! Если Вы считаете, что авторство нарушено, пожалуйста, напишите нам info@hobbymagic.ru и мы примем необходимые меры.